English versionEN / RU
по России (звонок бесплатный)8 (800) 200 8013
Санкт-Петербург+7 (812) 604-03-77

Перевозчики нашли объезд

За полгода система «Платон» перечислила в бюджет более 8 млрд руб., зарегистрировав 95% крупных российских перевозчиков, или 719 000 грузовиков. Перевозчики повысили тарифы, производители и ритейлеры – конечные цены, которые включают не только сам тариф, но и расходы на администрирование.

Платят не все

С 15 ноября грузовики массой более 12 т должны платить по 1,53 руб. за каждый километр проезда по федеральным трассам. Уже в декабре 2015 г. в системе было зарегистрировано 650 000 грузовиков, более половины из них используют бортовые устройства, которых выдано 435 000, рассказал коммерческий директор компании – оператора «Платона» «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) Антон Замков. Маршрутных карт, оформлять которые с 15 апреля этого года вправе только зарегистрированные пользователи системы, выдано 7,5 млн.

Если разделить поступления от «Платона» на количество зарегистрированных в системе грузовиков, то получится, что владелец одного автомобиля платил в среднем по 1800 руб. в месяц, как будто тот проезжал по федеральным трассам всего 1200 км. Но ежедневно дальнобойщик проделывает путь в среднем по 500–1000 км, говорит директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов. В месяц фура проезжает 10 000–14 000 км, иначе перевозчик останется без прибыли, рассказывает Дьяконов. И в основном маршруты проходят по федеральным трассам, уточняет он. Средний пробег автомобиля массой 12 т – 15 000 км в месяц, говорит руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов.

Нельзя просто разделить сумму собранных средств на количество автомобилей, настаивает представитель РТИТС. Есть компании, машины которых проходят только по федеральным трассам по 25 000 км в месяц, но есть те, маршруты которых проходят только частично по федеральным дорогам, продолжает он, а федеральные трассы – лишь 5% всей дорожной сети страны.

Сборы будут расти, рассчитывает оператор, так как число зарегистрированных пользователей увеличивается ежедневно, а пик перевозок приходится именно на летний и осенний сезоны. Интенсивно ездят по федеральным трассам только 20% зарегистрированных грузовиков, остальные 80% – преимущественно по региональным, иногда их работа сезонная, а иногда автомобили вообще простаивают. Представители Минтранса и Федерального дорожного агентства (Росавтодор) не стали комментировать цифры.

Многие просто не платят, не включают бортовые устройства (которые измеряют пройденный путь и передают в систему данные для списания средств), поскольку у «Платона» развернута еще не вся инфраструктура, уверен эксперт консалтинговой компании. Пока установлено 20 рамок контроля в Московской и Калужской областях, к концу 2017 г. их должно быть уже 481, говорит представитель РТИТС. Кроме того, грузовики проверяют 100 мобильных контролеров. То, что рамки поставлены только в Московской и Калужской областях, многие недобросовестные перевозчики восприняли как разрешение не платить, констатирует представитель ассоциации автомобильных перевозчиков.

Rambler's Top100