English versionEN / RU
по России (звонок бесплатный)8 (800) 200 8013
Санкт-Петербург+7 (812) 604-03-77

Россияне худеют вместе со своими кошельками

Центр исследований кондитерского рынка выявил, что жители РФ стали меньше покупать шоколад, торты и пирожные. Об этом говорит анализ данных о продажах и производстве, полученных от фабрик по выпуску сладостей из разных областей страны. Виной всему — экономический кризис. С этим соглашается большинство экспертов из области экономической аналитики и кондитерской сферы.

Больше всего кризис сказался на продажах шоколада и продукции с небольшими сроками хранения, например тортов и пирожных. Основная причина — высокая цена таких кондитерских изделий и её постоянный рост. С точки зрения теории экономики, потребители ведут себя классически — они повысили спрос на более дешевые товары-субституты (аналоги, заменители). Вместо пирожных — печенье, вместо шоколада — халва, вместо тортов — пряники и т. д.

На себе ощутили влияние кризиса иностранные компании. Импорт заморских сладостей за последний год сократился на 30–45 % у разных компаний. Потребители же не заметили нехватку или полное исчезновение с полок магазинов иностранных товаров. Это говорит о том, что отечественные предприятия могут предоставить аналогичную продукцию и полностью удовлетворить спрос на неё.

Общая картина ясна, но отдельные производители по-разному отзываются о снижении спроса на продукцию и по-разному ощущают себя в условиях изменения предпочтений потребителей. Одни говорят об убытках и угрозе разорения в случае, если ситуация не изменится, другие практически не ощущают снижения спроса на ряд товаров. Мы собрали мнения компетентных представителей нескольких фирм.

Вадим Рочев, директор предприятия «Браво», констатирует повышение спроса на продукцию дешевого сегмента, товаров широкого потребления. На изделия средней цены спрос упал в среднем наполовину. При этом предприниматель подчеркивает, что нельзя говорить о повышении спроса, как таковом, — скорее он распределяется, перемещается в другую область. Люди, которые регулярно покупали продукцию среднего ценового сегмента, перешли на более дешевые сладости. Подобное смещение спроса снизило прибыль компании.

А в отделе продаж фабрики «Тестори», которая находится в Набережных Челнах, говорят о том, что кризис на них никак не сказался. Люди покупают столько же их вафель и печенья, сколько и раньше. Но такая ситуация наблюдается не у всех предпринимателей города. Например, компания «Челны-Хлеб» жалуется на общее снижение продаж и изменение вкусов потребителей в условиях кризиса.

В Зеленодольском хлебокомбинате отмечают снижение спроса на торты средней ценовой категории. При этом продажи изделий премиум-класса остались на том же уровне. Вместе с этим люди стали больше потреблять баранок, пряников и дешевого печенья. Но повышение спроса на подобные товары не столь велико, чтобы компенсировать снижение прибыли от вышеупомянутых тортов.

В общем, большинство предприятий из индустрии сладостей сходится на мнении, что потребители переключились на более дешевую продукцию. По прогнозам аналитиков, подобная ситуация будет развиваться и дальше.

Из полученных и проанализированных данных следует, что большая часть российских кондитерских фирм потерпит снижение продаж в среднем на 15 % и рискует к концу этого года уйти в убыток от своей деятельности. С этим также согласен директор ассоциации кондитерских предприятий Вячеслав Лашманкин.

Изменение ситуации возможно с помощью государства. Потребитель не изменит своих предпочтений, если цены на товары не снизятся или зарплаты не повысятся. С последним справиться не так легко, а вот с первым можно кое-что сделать. Если правительство РФ окажет должную поддержку отрасли, то в скором времени мы начнем наблюдать понижение цен на кондитерские изделия, как результат — повышение спроса на них. Из предлагаемых специалистами мер одной из основных является отмена или снижение ввозных налогов на какао-продукты. Это значительно снизит производственные затраты, себестоимость товаров и, как результат, позволит устанавливать рыночные цены на уровень ниже сегодняшних. Кроме того, это может хорошо сказаться на экспорте кондитерской продукции.