Аутсорсинг в логистике: основные цели и условия работы
Аутсорсинг в логистике – современное решение для бизнеса, связанного с транспортировками грузов больших объемов в пределах одной страны или между разными странами. Суть процесса состоит в передаче всех логистических задач по транспортировке, оформлению и координации третьей стороне, исполнителем при этом может выступать как одна организация, так и группа компаний.
Преимущества аутсорсинга в логистике
Эффективная настройка логистических бизнес-процессов требует комплексного подхода во взаимодействии всех этапов перевозки груза: транспортировка, складское хранение, таможенное оформление и так далее. Главная цель при использовании услуг аутсорсинга в логистике – это оптимизация расходов компании. Гораздо дешевле и рациональнее доверить исполнение и контроль профессионалам, чем тратить время и деньги на создание собственного штата квалифицированных специалистов, отвечающих за координацию соответствующих процессов. Современные компании предпочитают полное или частичное делегирование задач, получая свою долю выгоды: например, это может быть аутсорсинг складской или транспортной логистики.
Рассмотрим подробнее аргументы, почему стоит доверить свое дело профессионалам по предоставлению логистических услуг.
- Вся ответственность за результат и возможные риски перекладываются на плечи исполнителей, а компания-заказчик может сосредоточиться на конкретных задачах своего бизнеса.
- Так как второстепенные задачи транспортировки больше не входят в компетенции заказчика, он переключается на совершенствование основных бизнес-процессов и создание или переработку конкурентных преимуществ.
- Оптимизация финансовых расходов при распределении и закупке, уменьшение издержек (например, отсутствуют расходы на повышение квалификации персонала).
- Значительное уменьшение длительности основного логистического цикла при четко налаженных схемах работы.
- С помощью надежных партнеров в оказании логистических услуг компания улучшает свою гибкость и способность к адаптации при масштабных изменениях окружающей среды.
- Сотрудничество с профессионалами обеспечит лучший мониторинг рынка услуг транспортной логистики и потребительских запросов.
- Компании-заказчику будет гораздо проще отслеживать эффективность организации логистических услуг, учет затрат. А значит – будет легче понять и составить стратегию улучшения работы в сфере перевозок.
Компания-исполнитель несет прямую ответственность, в том числе и финансовую, за качество предоставляемых услуг в сфере перевозок. Поэтому её персонал обладает гораздо более серьезной мотивацией, чем сотрудники соответствующего отдела в компании-заказчике.
Это и серьезная возможность реализовать новые идеи в работе компании без отрыва на второстепенные, непрофильные процессы.
Классификация операторов по оказанию логистических услуг
За последние десятилетия аутсорсинг в отечественной и международной логистике развивался и совершенствовался невероятно быстро – на рынке появились десятки и сотни предложений по организации и контролю грузоперевозок, все их нужно было классифицировать каким-то образом. Различные уровни технологичности и спектра предоставляемых услуг оказались в основе распределения компаний-исполнителей по пяти видам операторов.
- 1PL – независимая логистика автономного типа, вся соответствующая деятельность находится в руках самого владельца груза. Полностью самостоятельное планирование и реализация силам собственных специалистов и технического парка.
- 2PL – классический пример частного аутсорсинга: предоставление автопарка для грузоперевозок и традиционные услуги складского хранения.
- 3PL – комплексные логистические услуги, включающие большинство необходимых процессов по организации грузоперевозок, но общее планирование все равно остается в задачах компании-заказчика.
- 4PL – полная интеграция логистического аутсорсинга. Самостоятельная со стороны исполнителя разработка, реализация и контроль всей логистической схемы и входящих бизнес-процессов. Это безопасный и эффективный путь к серьезному расширению бизнеса заказчика. Оператор такого уровня обеспечивает крупную оптимизацию затрат заказчика в трудовых ресурсах, в основном и оборотном капитале.
- 5PL – «виртуальный» аутсорсинг логистических услуг. Высший уровень – весь комплекс логистических услуг за счет активного внедрения и использования информационных технологий. Важная особенность: исполнитель может не иметь необходимых для реализации стратегии ресурсов. Компании такого высокого уровня способны определить и воплотить оптимальные варианты перемещения любых необходимых потоков: финансов, работников, материальных ценностей. Сильная сторона – использование всей необходимой актуальной информации по текущему состоянию рынка заказчика. Главная цель перехода к виртуализации – это уменьшение трансакционных расходов.
Логистические операторы 4 и 5 уровня – лидеры предоставления логистических услуг, за которыми стоит близкое будущее. Это самый обширный спектр услуг и высокое качество исполнения, от которого зависит, в первую очередь, репутация исполнителя.