Транспортирование жидких и наливных грузов
В практике грузоперевозок бывают случаи, когда требуется доставлять особые виды грузов. Они требуют к себе пристального внимания, обеспечения всех условий транспортировки, задействия специального вида ТС. К такому виду принято относить грузы наливные или жидкие.
Транспортировка наливных грузов может потребоваться в различных отраслях хозяйства и промышленности. К примеру, перевозка бензина, нефтепродуктов, жидких гербецидов и удобрений, доставка молока на молочные заводы и проч. Транспортировка наливных грузов ведется с помощью спецтранспорта – цистерн. Следует помнить, что некоторые наливные грузы возможно перевозить без особых условий. К другим требуется применять особые меры по обеспечению их сохранности или безопасности. К последним можно относить нефтепродукты. Здесь ТС должно быть оборудовано особым образом. В ходе движения нужно соблюдать осторожность. Водитель ТС должен обязательно иметь опыт по перевозке опасных грузов.
Продукты питания, в частности молоко, нужно перевозить с соблюдением температурных режимов. Для этого цистерны оборудуются двойными стенками, между которыми заключен охладитель (вода).
Помимо автомобильного транспорта некоторые типы наливных грузов допускается перевозить и другими видами ТС. Это могут быть ж\д или морские перевозки. Так обычно поступают с нескоропортящимися грузами, нефтепродуктами, топливом, удобрениями, продуктами химической промышленности, сырьем и проч. Перевозить продукты – молоко, квас, и проч. – таким образом нельзя.
В нашей стране для транспортирования наливных грузов на большие расстояния чаще всего пользуются ж\д перевозками. Такой транспорт отличается безопасностью, дешевизной. Оборудуются специальные составы с цистернами. Все грузы должны быть приняты от поставщика и оформлены соответствующим образом. Морские перевозки обладают большей универсальностью. Вместимость корабельных резервуаров гораздо больше. Очень часто морские перевозки задействуются в нефтяной промышленности, если требуется доставлять сырье с морских платформ или из страны в страну, где имеется прямой морской путь. В глубине континента для таких случаев задействуют нефтепроводы.
Прямая доставка небольших объемов наливных грузов к потребителю может осуществляться на автотранспорте. Здесь популярны так называемые флекситанки, или емкости одноразового применения. Свое название одноразовых цистерн они получили потому, что изготовляются из полимерных материалов и могут использоваться только для единичной перевозки.
При перевозке разных наливных грузов следует учитывать их химический состав и особенности. Согласно им подбирают тип цистерны. Цистерны могут изготовляться из стального или железного сплава, алюминия и проч. Важно, чтобы перевозимое сырье не вступало в реакцию с металлом и не окисляло его. Так для перевозки молочных продуктов рекомендовано использовать цистерны из нержавеющей стали.
При необходимости цистерны оборудуют системами нагрева или охлаждения. Для удобства заполнения устанавливают насосы. Практикуется использование цистерн с разделенными перегородками. Так становится возможным перевозить наливные грузы в заданных объемах.
Наливные грузы достаточно сложны в перевозке и доверять такую работу можно только опытным водителям. Особенно, если речь идет о транспортировании объемов топлива или самовозгораемых веществ. Все грузы следует оформлять согласно законодательству и снабжать перевозчика сопроводительными документами. При перевозке опасных веществ на ТС обязательно должны быть нанесены предупреждающие метки.