Система взимания платы с автомобильных грузоперевозчиков «Платон» продолжает показывать, как принимаются решения в России. Правительство своим постановлением от 27 февраля решило не повышать тариф на проезд с 1 марта, как планировалось ранее. Льготный тариф в 1,53 руб. за 1 км заморожен на неопределенный срок (точнее, формально с 1 июля 2017 г. он должен начать индексироваться на размер инфляции). По графику ввода системы, тоже уже отредактированному из-за протестов дальнобойщиков, с 1 марта тариф должен был вырасти до 3,06 руб. за 1 км.
В декабре после первого снижения ставок премьер Дмитрий Медведев говорил, что «система донастроена, и она в конечном счете принесет бюджету и всем нам дополнительные инвестиции на дороги». По его словам, в 2016 г. это позволит привлечь в дорожные фонды «порядка 40–50 млрд руб.». По словам зампреда правительства Аркадия Дворковича, запуск системы призван «устранить несправедливость в части возмещения вреда автодорогам». Дороги содержатся за счет владельцев легкового транспорта, хотя наибольший ущерб им наносят большегрузы.
И вот новое решение, похоже, оставляет дорогам их ущерб. Первые расчеты показывали, что при тарифе 3,73 руб. (не работал ни дня) система соберет за год в бюджет 60 млрд руб. После снижения тарифа до 1,53 руб. и перехода на новый тариф в марте сборы прогнозировались в размере 39,5 млрд руб. Затем Дворкович говорил, что повышение тарифа переносится на октябрь – прогноз сборов сократился еще на 16,6 млрд руб. Теперь нужно будет снова пересчитать поступления в сторону снижения. Несколько миллиардов «Платон» соберет, но дорогам это не поможет.
Во втором полугодии должен заработать налоговый вычет для грузоперевозчиков: они смогут экономить на транспортном налоге сумму, равную платежам в систему «Платон» (соответствующий законопроект входит в антикризисный план). На этом вычете региональные дорожные фонды потеряют, по оценке Минфина, 8,2 млрд руб.
В итоге бюджет на «Платоне» заработает едва ли не меньше, чем «Платон» на бюджете (оператор системы получает гарантированные 10,6 млрд руб. в год), а ущерб дорогам от большегрузов практически не будет компенсирован.
Что же касается финансирования дорожных фондов: оно будет увеличено за счет уже второго в 2016 г. повышения акциза на топливо (Госдума спешно приняла, и президент подписал закон) с 1 апреля. По оценке Минфина, цена бензина вырастет на 7%. И заплатят за ущерб дорогам не только дальнобойщики, но и частные владельцы легковых автомобилей.